Успешный полет «Бурана» обеспечила аппаратура, сделанная в НИИФИ

Успешный полет «Бурана» обеспечила аппаратура, сделанная в НИИФИ

15.11.2018

15 ноября 1988 года состоялся успешный испытательный полет вокруг Земли орбитального корабля «Буран» многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Пензенский НИИ физических измерений (НИИФИ, входит в РКС) внес значительный вклад в реализацию этого проекта. На предприятие возлагалась особая задача – обеспечить будущий корабль сверхнадежной датчиковой аппаратурой.

buran1small
История создания МТКС «Энергия-Буран» - одна из самых ярких страниц отечественной космической летописи. Она началась в феврале 1976 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании многоразовой космической системы. Ракета-носитель, входящая в нее, впоследствии получила название «Энергия». «Бураном» стал называться орбитальный корабль. Таким образом, вся система обрела имя «Энергия-Буран». Основные характеристики системы были следующими: высота – 60 м, стартовый вес – 2400 т, масса орбитального корабля (самолета) – 100 т.

Над созданием системы работала промышленность всей страны.На НИИФИ в мае 1978 года была возложена разработка датчиковой аппаратуры для ракеты-носителя, его двигателей, орбитального корабля и орбитального буксира. Практически все приборы должны были создаваться вновь по техническим заданиям разработчиков. Перечень аппаратуры в ходе разработки комплекса неоднократно расширялся и уточнялся, особенно это касалось датчиков, предназначенных для измерений на двигателях. Все подразделения предприятия работали с максимальной нагрузкой, в несколько смен, сотрудники научных подразделений нередко задерживались на работе до глубокой ночи.«Сгусток времени эпохального значения», - так назвал годы работы над проектом один из разработчиков приборов, заслуженный машиностроитель РФ Вячеслав Михайлович Левин, отмечая, что «все требовало нетрадиционных подходов к проектированию аппаратуры, и предприятие оказалось готово решать ту сложную задачу, которая была перед ним поставлена».

Заслуженный машиностроитель РФ Евгений Алексеевич Мокров, в то время заместитель директора предприятия, вспоминает: «Для нас эта задача была сверхтяжелая, сверхважная и сверхнапряженная». Об объемах выполняемых работ лучше всего могут рассказать несколько цифр: свыше 80 новых разработок; около 3500 приборов разработки НИИФИ, установленных на комплекс; 7 серийных заводов, занимающихся отработкой новых датчиков. Десятилетие упорного труда всего коллектива НИИФИ позволило оснастить комплекс точной и надежной измерительной аппаратурой, к качеству которой на всех подготовительных этапах ни разу не предъявлялось никаких претензий.

Запуск первого носителя «Энергия» с весовым эквивалентом орбитального комплекса был осуществлен 15 мая 1987 года. Этот пробный пуск прошел успешно. Датчиковая аппаратура разработки НИИФИ работала безотказно как при предстартовой подготовке ракеты, так и в полете. 15 ноября 1988 года состоялся запуск второй ракеты «Энергия» с первым орбитальным комплексом «Буран». Корабль вышел на околоземную орбиту и, совершив двухвитковый полет вокруг Земли, в автоматическом режиме совершил посадку на специально построенную для этого посадочную полосу на Байконуре. От старта до посадки его полет продлился 3 часа 25 минут.

Это был звездный час создателей комплекса. Немалая заслуга в успехе проекта принадлежала коллективу НИИФИ: разработчикам, конструкторам, технологам, рабочим, всем, кто практически без выходных напряженно трудился все эти годы. А.В. Акимов, Н.И. Баринов, Е.М. Белозубов, В.И. Бутов, В.С. Вершинин, В.А. Волков, В.А. Золотарев, М.Ф. Кандиров, В.М. Козелихин,В.А. Крюков, Д.В. Лебедев, И.М. Литвинов, В.В. Метальников, В.Я. Мешкова, А.С. Наумов, В.А. Семенов, В.М. Тарасов, В.А. Тихоненков, А.Н. Трофимов, М.Е. Царькова, А.А. Шмелев, В.И. Юзефович – можно перечислить еще не один десяток фамилий сотрудников НИИФИ, ветеранов и тех, кто работает в институте и сегодня. Для них тот самый запуск "Энергии-Бурана" – не просто очередной успех отечественной космонавтики, но свидетельство профессионализма, гордость от того, что 3,5 тысячи датчиков, разработанных на предприятии, обеспечили полет "Бурана" в автоматическом режиме, чего так и не смогли добиться американцы, запустив еще в 1981 году свой «Шаттл».

Пуск комплекса «Энергия-Буран» расценивался как выдающееся достижение науки и техники в СССР. К сожалению, с началом перестройки все работы в этом направлении были прекращены, но многие разработанные и изготовленные для комплекса приборы, отличающиеся высочайшим качеством и надежностью, до сих пор широко востребованы в самых различных отраслях, в том числе в космическом приборостроении, и высоко несут марку НИИФИ.


Возврат к списку

Научная деятельность